среда, 29 июня 2011 г.

Паттерны поведения

(Эта заметка является завершением серии постов, в которую вошли «Технический долг», «Синдром рефакторинга» и «Эффект второй системы»)

В чем польза паттернов проектирования? (*) Это, прежде всего, повторное использование проверенных архитектурных решений, а также упрощение коммуникаций между разработчиками. Но ведь помимо паттернов проектирования существует и масса других паттернов: существуют паттерны кодирования, тестирования, модификации кода (a.k.a. рефакторинг), существуют архитектурные паттерны и многие другие. Поскольку мы, на самом деле, редко делаем что-либо по-настоящему новое, то проверенные типовые решения существуют для огромного количества областей. И поскольку большинство проблем, с которыми сталкиваются команды разработчиков, также не отличаются разнообразием, то и поведение этих людей также весьма однообразно.

«Технический долг», «синдром рефакторинга» и «эффект второй системы» - это типовые ситуации, с которыми периодически сталкивается команда разработчиков. И главная польза от них как раз и заключается в том, чтобы увидеть проблему и доказать ее существование нужным людям. Если вы сами поняли, что технический долг проекта слишком велик, то используя денежную метафору будет уже значительно проще доказать важность этой проблемы менеджеру или заказчику. А затем взвешенно показать ему альтернативные пути развития событий: (1) оставить все, как есть; (2) уменьшить технический долг путем разумного рефакторинга или (3) переписать все нафиг.

понедельник, 13 июня 2011 г.

Эффект второй системы

Когда технический долг команды потихоньку начинает превышать все мыслимые и немыслимые границы, то у команды появляется как минимум два способа его погашения: отрефакторить систему таким образом, чтобы стоимость будущих изменений была не столь высокой или оставить текущую версию системы в покое и переписать все заново. В первом случае легко столкнуться с синдромом рефакторинга, когда изменения делаются не с расчетом уменьшения стоимости будущих изменений, а вносятся просто ради изменений. Во втором же случае может возникнуть «эффект второй системы», когда развиваются и совершенствуются уже никому не нужные функции системы, а мысль «а не переписать ли все нафиг» является первой и единственной, которая приходит в голову команде, как только она сталкивается с чужим кодом.

И хотя в классическом понимании «эффект второй системы» немного отличается от паталогической нелюбви к чужому коду и постоянному его переписыванию, оба эти случая имеют и что-то общее, так что имеет смысл оба эти симптома рассмотреть совместно.